Оптимальные параметры микроклимата, при котором органические материалы сохраняются длительное время без ущерба и повреждений:
· tо +17-19о С
· относительная влажность 45-55%
Несколько шире границы допустимых параметров, в этом диапазоне не происходит необратимых изменений материалов:
· tо +15-24о С
· ОВ 40-65%
Стабильность климата – это главное, ибо резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы.
Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги и красок – практически необратимы. Особенно опасно воздействие УФ для акварелей, т.к. краска содержит чрезвычайно мелкие частички пигмента, которые лежат на поверхности материала и обесцвечиваются очень быстро. Происходит фоторазрушение основы – пожелтение, уменьшение механической прочности, повышение хрупкости: буквально через 3 месяца бумажная основа теряет до 60% прочности.
Допустимая граница освещенности для графики – 30-50 люкс.
Следует исключить воздействие естественного освещения, т.к. именно оно – даже при отсутствии ярких солнечных лучей содержит самую высокую долю УФ излучения и является самым разрушающим по своему воздействию. Так, свет от облачного небосвода в 10 раз разрушительнее, чем от лампы накаливания, свет которой содержит меньше всего УФ-лучей по сравнению с другими источниками искусственного освещения. Недостатком ламп накаливания является высокая доля ИК лучей, дающих тепло, поэтому лампы подобного типа должны быть расположены не ближе 1 метра к экспонату .
Самыми лучшими являются волоконные осветители, дающие холодный свет без УФ-составляющей. В любом случае предпочтительней рассеянный свет, не дающий бликов и точечной концентрации лучей.
Разрушение бумаги может усилиться из-за применения химически недолговечных материалов: бумаги или картона для подложки и паспарту, клеящих средств.
Картон или бумага, применяемые для окантовки или изготовления паспарту должны быть бескислотными и выдержанными, то есть хорошо просушенными и ровными, иначе при высыхании они будут коробиться и деформировать работу.
Произведения графики следует помещать в глубокое паспарту, то есть толщина картона должна быть не менее 3-4 мм, чтобы при окантовке между стеклом и поверхностью оригинала оставалось воздушное пространство.
Ни в коем случае нельзя хранить не застекленную пастель: удалить пыль с ее поверхности невозможно.
Картины маслом также крайне не желательно подвергать прямому воздействию солнечного света. Не протирайте мокрой тряпкой, только мягкой фланелью или аккуратно чистить пылесосом с двух сторон. Заднюю стенку рекомендуется заклеить спец. картоном, чтобы пыль не попадала.
Если холст картины "провис", появились складки или неровности, то осторожно протрите картину с обратной стороны губкой, смоченной в тёплой воде. После высыхания холст снова натянется.
Потускневшие позолоченные рамы можно протереть слабым спиртовым раствором.
Теги: хранение живописи картин графики бумага краски рисунки