В этой теме для любителей живописи будут рассматриваться различные вопросы атрибуции картин, икон, графики, датирование живописных произведений по виду основы, красящего слоя, подрамника и т.п. Т.е. информация и советы которые позволят более-менее ориентироваться в вопросах, в которых ориентируются эксперты и фальсификаторы, но не всегда знают коллекционеры или просто люди, желающие продать (купить) предмет живописи.
Т.е. чтобы понимали о чём идёт речь все желающие, а не только заинтересованные лица.
Существует несколько методов датирования деревянной основы для живописи : для определения возраста древесины применяются метод радиоактивного углерода ( метод С14) и метод дендрохронологии.
Радиоуглеродный метод датирования основан на количественном определении радиоактивного изотопа углерода С14, содержащегося в растениях в концентрации, находящейся в прямой связи с их возрастом, что позволяет определить период времени, когда в данном объекте прекратилась жизнь. Точность радиоуглеродных датировок зависит от количества исследуемого вещества и времени, прошедшего с момента прекращения жизни организма.
Сам метод- вызывает споры среди экспертов и требует сложного оборудования, поэтому применять его вряд ли целесообразно.
В основе дендрохронологии, или метода датирования древесины по годичным кольцам, лежит их изучение на поперечном срезе неизвестного дерева. Годичные кольца древесины отличаются неравномерностью. , связанной определенной закономерностью с климатическими условиями: при благоприятных температурных и влажностных условиях вырастает широкое годичное кольцо, а при неблагоприятных — узкое. Сопоставляя годичные кольца исследуемого объекта с абсолютной хронологической шкалой, составленной для конкретного географического региона, можно с точностью до года датировать неизвестный срез дерева.
Проблема для досок живописи- на досках основы обычно отсутствуют самые молодые слои древесины , и практически невозможно определить тип дерева и видо дерева, т.к. зараженное грибком, повреждённое насекомыми, обработанное укрепляющим составом , в результате она часто утрачивае характерные признаки своего строения.
Использование старых, изъеденных досок — один из давних приемов фальсификации. Не трогая тыльной стороны, на которой сохранились естественные летные отверстия насекомых, старые печати, инвентарные номера галерей и прочие атрибуты, подтверждающие древность произведения, с доски убирают остатки старой живописи, с лицевой стороны покрывали грунтом, а затем писали новое произведение, выдаваемое за старую живопись. Данные манипуляции распознаются рентгенологическим исследованием. В местах, где на поверхности доски имеются ходы личинок, масса грунта заполняет пустоты; грунт в этих местах становится толще, сильнее поглощает рентгеновское излучение и дает четкое изображение ходов личинок на рентгенограмме в виде светлых линий с закругленными краями и кружочков, соответствующих по диаметру ходу личинки и четко вырисовывающихся на более темном фоне дерева. Аналогичным образом выглядят на рентгенограмме восстановленные участки живописи на местах выпадов красочного слоя и грунта у подлинных произведений.
Особое внимание необходимо обратить на различные надписи, печати галерей и наклейки, проливающие свет на историю создания и последующую жизнь произведения. Если надписи плохо читаются, следует использовать специальные виды исследования с помощью ультрафиолетового и инфракрасного излучений.
Датирование холста в настоящее время производится по различным вторичным признакам, что весьма относительно и останавливаться серьёзно на этом нет смысла.
С бумагой проще- до середины XIX века бумагу изготовляли из тряпичных отходов (льна, конопли, хлопка), определение ее состава осуществляется в основном теми же методами, что и при исследовании тканей: путем микроскопического определения волокна по внешнему виду, испытания на растворимость в реактиве Швейцера и с помощью колористических реакций:
входящий в состав бумажной массы, полученной из целлюлозы, лигнин окрашивается многими органическими красителями (малахитовой зеленью, метиленовой голубой и прочими), поэтому для определения древесного волокна в бумаге применяются цветные реакции. Цветные реакции на лигнин дают и другие реактивы (например, смесь равных объемов растворов железисто-синеродистого калия и хлорного железа, вызывающая синюю окраску). Кроме того, клетчатка древесины обладает способностью окрашиваться в яркие цвета под действием аминов ароматического ряда и фенолов в присутствии минеральных кислот.
Правда, это может больше помочь в общей атрибуции. Но не в выявлении подделок, которые могут производиться на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, а грунтовка и краски изготовливаются из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы.
Теги: атрибуция живописи,атрибуция,атрибуция предметов,икон