Кто такая ЕРМОЛАЕВА, ВЕРА МИХАЙЛОВНА (1893, с.Ключи, Петровского уезда Саратовской губернии – 1937, 26 сентября,Карагандинская обл.), на квартире которой в 1915г. состоялась единственная персональная выставка Ле-Дантю ?
Получив в детстве паралич ног вследствие падения с лошади, всю жизнь была вынуждена пользоваться костылями. Будучи дочерью помещика, председателя земской уездной управы, получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне.
В 1911 – 1914 годах училась в частной художественной школе М.Бернштейна в Петербурге.
В 1917 году окончила Петроградский институт археологии.
В 1918 году основала артель «Сегодня», выпускавшую лубки и детские книжки-картинки с раскрашенными от руки линогравюрами. Оформила три книги в артеле: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Среди работников артели были художники Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков.
Познакомившись с художниками, объединившимися в «Союзе молодежи» – К.С.Малевичем, М.В.Матюшиным, П.Н.Филоновым – стала активным деятелем русского авангарда. В 1919 переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу (Художественно-практический институт).
Под влиянием Малевича обратилась к беспредметному искусству, руководила постановкой супрематического спектакля «Победа над Солнцем» (1920). Была одним из самых активных членов УНОВИС («Утвердители нового искусства» — художественное объединение в Витебске). Возникла эта группа, когда ректор созданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, затем, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, организовал вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Д. Якерсон, Н. И. Коган ), в число которых вошла и Ермолаева.
В 1922 году вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые УНОВИС, в ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры), где с 1924 по 1926 год руководила лабораторией цвета. Вообще витебская группа вошла в структуры, созданного и руководимого Малевичем ГИНХУКа. Она занималась исследованием цвета в каждой из пяти систем новейшего искусства (импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, супрематизм) по четырем направлениям: живопись, цвет, тон и свет. Здесь выяснялись понятия окрашенных – живописных-цветовых-световых полей в живописи, их свойства и различия их структур, закономерности визуального восприятия цвета в сочетании с реакциями органов чувств (слуха, осязания).
Важной частью научных занятий являлось написание так называемых «аналитических холстов», выполненные Ермолаевой в манере Сезанна, Леже, Пикассо, Матисса.
После отчетной выставки 1926 г. начались комиссии и обследования и, несмотря на противодействие сотрудников, деятельность учреждения была признана не научной. 14 декабря 1926 г. Гинхук был ликвидирован и приказом Главнауки от 10 января 1927 г. объединен с ГИИИ. Н. Пунин, К. Малевич, М. Матюшин, В. Ермолаева, Л. Юдин, К. Эндер, К. Рождественский, А. Лепорская перешли в Комитет по изучению современного изобразительного искусства, а Н. Суетин, Б. Эндер, В. Воробьев и И. Чашник в Комитет Изучения современной Художественной Промышленности. 5 марта 1930 г. Ермолаева была уволена из института по сокращению штатов.
С 1925 года работала в Ленинградском Детгизе, когда художественную редакцию возглавлял Лебедев В.В., иллюстрировала журналы «Чиж» и «Ёж»,«Воробей», «Новый Робинзон». В. Ермолаева создавала книги в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А.И.Введенским и Д.Хармсом.
В 1934 после смерти С. М. Кирова арестована по ложному доносу и осуждена сначала на три года лагерей, потом к расстрелу.
Рис.1- декорация к опере "Победа над Солнцем", 2-й акт, поставленой УНОВИС в 1920 г. в Витебске.
рис2.- Лампа,1920
рис3- 1926
рис.4- 1928
рис.5- 1933