Форум по искусству и инвестициям в искусство

Форум по искусству и инвестициям в искусство

Объявление

Свободное общение- темы не прикрываются, администрация участников не достаёт.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РУССКИЙ АВАНГАРД

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Русский авангард - Russian avant garde-  различные течения искусства в России 1890 - 1930 г.г.  «Новое искусство»,«модернизм»,  «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство».    Абстракционизм, Лучизм, Конструктивизм, Супрематизм.

Знаменитые участники:     Натан Альтман, Владимир Баранов-Россине, Александр Богомазов, Владимир Бурлюк, Давид Бурлюк, Наум Габо,Нина Генке-Меллер, Наталья Гончарова,Александр Древин, Вера Ермолаева, Кирилл Зданевич, Илья Зданевич, Кандинский Василий, Густав Клуцис, Иван Клюн, Михаил Ларионов, Михаил Лё-Дантю, Эль Лисицкий, Сергей Лучишкин, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Вадим Меллер, Соломон Никритин, Антон Певзнер, Любовь Попова, Иван Пуни, Климент Редько, Александр Родченко, Ольга Розанова, Владимир Стенберг, Георгий Стенберг, Варвара Степанова, Николай Суетин, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, Павел Филонов, Илья Чашник, Марк Шагал, Александра Экстер.

В данной теме упор будет делаться на изобразительную часть авангарда, историю групп и художников, а теоретические работы, статьи и архивные материалы, будут на форуме в теме- РУССКИЙ АВАНГАРД - манифесты и теоретические работы   https://artinvestmentforum.0pk.me/viewtopic.php?id=41

Теги: Russian avant garde,Русский авангард,Абстракционизм,Лучизм,Конструктивизм,Супрематизм,живопись всеков

0

2

ЛУЧИЗМ  :

«Да здравствует наш лучистский стиль живописи», который не зависит от видимых форм предметов, а руководствуется только художественными законами" Ларионов.

Основан на основанное на вмещении световых спектров и светопередачи.
Основоположники лучизма-  художники М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова.  В этом направлении работали Михаил Лё-Дантю и другие художники «Ослиного хвоста». Объединение существовало в  1910-1913х годах. Название своё получило благодаря выставлявшейся в 1910 г. на выставке в Париже картине, нарисованной хвостом осла. Значительное продолжение лучизм получил в творчестве С. М. Романовича (1894-1968).

Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объединению «Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового валета» относились к западному искусству с преувеличенным вниманием и недооценивали русские художественные традиции. Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост», стремились соединить живописные приёмы европейской школы с достижениями русской вышивки, лубка, иконописи. Участникам выставок не удалось создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей название «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.

В Париже Ларионов и Гончарова применили лучизм к созданию театральных декораций с использованием реальных лучей освещения сцены в «русских сезонах» труппы Дягилева.  Лучизм явился одной из первых форм абстрактного искусства.

Маяковский назвал лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.

С помощью лучизма Ларионов рассчитывал обновить искусство, оторвав его от натурной зависимости, сделать беспредметным, в котором бы изображались не вещи , а исходящие от них лучи как более достоверные носители эстетической информации, т.к. человеческий глаз воспринимает именно отраженный свет.

Теория лучизма изложена Ларионовым в  работах, опубликованных в 1913 году:  статье «Лучистская живопись» в сборнике «Ослиный хвост и Мишень»; брошюре «Лучизм»; листовке «Лучизм Ларионова», розданной публике на диспуте перед выставкой «Мишень». В листовке, в частности, писалось: «Лучизм – это учение об излучаемости. Излучение отраженного света (цветная пыль). Рефлективность. Лучизм реалистический, изображающий существующие формы. Отрицание форм в живописи как существующих помимо изображения в глазу. Условное изображение луча линией. Стирание границ между тем, что называется картинной плоскостью, и натурой. Начатки лучизма в предшествующих искусствах. Учение о творчестве новых форм. Форма пространственная, форма, возникающая от пересечения лучей различных предметов, выделенная волей художника»

0

3

Художники  "Ослиного  Хвоста"

МИХАИЛ ЛЁ-ДАНТЮ (1891-1917)-Прапорщик Чердынского полка  двадцати шести с половиной лет, погиб в первую мировую войну при крушении обстрелянного поезда близ Проскурова ( г. Хмельницкий). Создал около 80 картин, до нашего времени дошло около 15.
  Гостил у своего друга Кирилла Зданевича в Тифлисе в 1912г., заметили работы Нико Пиросманашвили, пропагандировали  творчество, особенно братья Зданевичи, сохранившие его наследие.
Фильм об этом

В 1912г. уходит из Академии художеств, после 3-хлет обучения, и в Москве участвует в выставке "Ослиный хвост", в которой принимали участие: К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю. В Санкт-Петербурге в одноимённой выставке учствовали также работы участников Союза молодёжи - В. Д. Бубновой, В. И. Маркова (Матвея), О. В. Розановой, П. Н. Филонова.

Скандальную известность выставке обеспечила цензура, запретив некоторые картины Гончаровой, представлявших лубочные изображения святых («Евангелисты», 1911), посчитав, что они не могут быть показаны на выставке с подобным названием.  На выставке были впервые показаны такие знаменитые  произведения, как «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой; «Полотёры» К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.

В 1916г. Михаил В. Ле-Дантю был лидером общества общества «Бескровное убийство». В него входили: Ольга Лешкова (его невеста), Николай Лапшин, Николай Янкин, Вера Ермолаева, Екатерина Турова, Янко Лаврин, чуть позже к ним присоединился Илья Зданевич после возвращения с русско-турецкого фронта (корреспондент). Группа выпускала свой журнал «Бескровное убийство» и печатался малым тиражом на гектографе.

Более подробно о Ле Дантю

0

4

Кириилл Михаайлович Зданеевич (1892, Коджори, под Тифлисом — 1969, Тбилиси).  Основатель «оркестровой живописи» и один из основателей «всёчества»-  концепция, выдвинутая  Михаилом Ларионовым, Михаилом Ледантю, Кириллом Зданевичем и литератором Ильёй Зданевичем в 1913 году. Согласно манифесту «Лучисты и будущники»:
" Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие."
Особый манифест «Живопись всёков» был написан Лё-Дантю и опубликован  спустя 80 лет Дж. Э. Боултом в 5-м выпуске альманаха «Минувшее».  Одна из идей- представление о художественном процессе как непрерывном культурном пространстве, в котором время как бы отсутствует.

Закончил курсы живописи и рисования Н. В. Склифосовского в Тифлисе, поступил в Академию Художеств в Петербурге, которую не закончил, как и его товарищ Лё-Дантю.
К.М.Зданевич в 1913 вместе с братом Ильёй Зданевичем и Лё-Дантю открыл и затем пропагандировал живопись Н.Пиросмани.

В Париже занимался в мастерской А.Архипенко. Вернулся в Грузию. 30 июля 1949 был арестован, приговорен к 15 годам, сослан в Воркуту. Освобожден 25 февраля 1957, в марте того же года реабилитирован, вернулся в Тбилиси.

0

5

В 1917 году Зданевич вступает в «Синдикат футуристов» и объединение «41 градус», где сотрудничает с Крученых и Терентьевым. Всю жизнь Кирилл Зданевич работал в основном как график. Одним из первых в Грузии  стал использовать листы с уже отпечатанным на нем текстом в качестве основы для рисунка.
В последние годы жизни Зданевич занимался книжным оформлением, сценографией и созданием декораций.

0

6

ЭКСТЕР  АЛЕКСАНДРА  АЛЕКСАНДРОВНА, в девичестве Григорович (6 января 1882 — 17 марта 1949).

Авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер, ставшая одним из основоположников  «арт-деко».

Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора.Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 г.C 1901 по 1903, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 занималась в Киевском художественном училище.
В 1903 г. вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера, организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства.

В 1907 г. уехала в Париж, где начинала заниматься в парижской академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля.
В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».
В 1915 году вступила в группу К.Малевича Супремус.

1915—1916 — вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).
В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 вела курс в ВХУТЕМАСе.

В 1924 ей поручили оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции. В частности, там демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер работала над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Ее театральные композиции, представленные на выставке, получили золотую медаль. После выставки художница в Советский Союз не вернулась.
С 1924 жила за границей, сразу после оформления фильма «Аэлита» Протозанова.

В 1924–1930 выполнила костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер, Б. Романова и других; в 1926 создала марионеток, принимавших вид динамической «скульптоживописи», работала над детскими книжками-картинками, декоративными ширмами и керамикой.

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги делались Экстер  в одном- до пяти экземпляров.  В 1936 году она приняла участие в выставке кубизма и абстрактного искусства в Нью-Йорке и продолжала  персональные выставки в Праге и в Париже.  Она работала книжным иллюстратором для издательской компании Фламмарион в Париже с 1936 до своей смерти в пригороде Парижа.

В 1972 состоялась первая посмертная персональная выставка Экстер в Париже с публикацией каталога ее работ, а в 2000 там же создано «Общество Александры Экстер».

Цены Sotheby’s : Женщина с птицами. 1927–1928 (?) Холст, масло. 81 x 65. Эстимейт: 450–650 тыс. фунтов.  Цена продажи: 679,6 тыс. фунтов.  09.06.08.

Самая дорогая пока- Венеция (рис.1)  101х71- 1 049 250 GBP.
Рис.2 Три женские фигуры.
Город ночью-1919г.
Конструктивный натюрморт 1917г.

0

7

В середине 1910-х годов одной из первых она начала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн, выполняла различные эскизы платьев, платков, скатертей, тем самым закладывая основы ар деко. Участвовала в создании формы для Красной Армии.

Художница расписала вестибюль Московского Камерного театра, создала эскизы занавеса, оформила спектакли «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921).

Собирать её работы нужно очень осторожно- множество подделок. В частности, в 2009г. произошёл скандал: связан с выставкой «Александра Экстер и ее друзья» в Туре, где почти 200 работ были арестованы из-за того, что эксперт по творчеству художницы, глава «Общества Экстер» Андрей Наков объявил экспонаты фальшивыми (позже суд признал этот арест неправомерным). Наков, заявляющий о своем обладании архивами Экстер и Лиссима, противостоял организатору выставки Жану Шовлену (Jean Chauvelin), известному своими экспертизами русского авангарда (некоторые участники рынка считают их сомнительными).

Многие работы признаны экспертами «неоднозначными» .

Рис.3- костюмы к спектаклю- Семеро против Фив.
Рис.4- Christie's, La ville,gouache, wash, India ink and pencil on paper (69 x 50.5 cm.),Executed in 1912, 67000 $.

0

8

Экстер: Рис.1 - Женщина с рыбой. 1932-1934
Женский костюм. 1918
Мужской костюм. 1920
Женский костюм для испанского танца. 1920
Построение плоскостей по движению цвета. 1918

0

9

Экстер посвящен стих Ахматовой «Старый портрет»:

Тонки по-девичьи нежные

плечи,

Смотришь надменно-упрямо.

Тускло мерцают высокие

свечи,

Словно в преддверии храма.

………………………………..

В чьих это пальцах

дрожала палитра

В этом торжественном зале?

Рис.1- костюм Саломеи 1917.

Фильм о ретроспективной выставке Экстер, которую провёл Московский музей современного искусства

0

10

Фильм о русском авангарде в собрании Третьяковской галереи и история групп и направлений (Бубновый валет и т.д.).








0

11

Появилась редкая возможность узнать больше об одном из основателей всёчества-  Ле-Дантю Михаил Васильевич, о котором написано выше. О так и не взошедшей звезде русского авангарда. Погибшем в Первую мировую прапорщике Чердынского полка  двадцати шести с половиной лет.

Рис.1- эскиз афиши к вечеру всеков от автора манифеста  «Живопись всёков».

Рисунки из редчайшего журнала общества «Бескровное убийство», где Ле-Дантю был лидером:
рис.2 - Сотрудники и читатели журнала "Бескровное убийство", т.е. компания Ле-Дантю - Левинсонд Роза- читатель, Лапшин Николай Фёдорович-сотрудник, Ле-Дантю-сотрудник, Турова Екатерина Ивановна-входила в группу,Лаврин Янко-сотрудник.

рис.3- Ле-Дантю нарисовал: Розу Левинсонд.
рис.4- Янко Лаврин и Николай Белоцветов.
рис.5- автопортрет в военной форме, в 1915г. он был мобилизован.

0

12

Шикарный футуристический рис.1  Колбасная лавка.

рис.2- рисунок Ермолаевой Веры Михайловны (1893 - 1938): Апогей победы злого божества Маскима. Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала "Бескровное убийство". Где она изобразила себя и Ле-Дантю.
Она родилась в Петровске Саратовской губернии. В 1911-1914 училась в школе живописи, рисования и скульптуры М. Берштейна и Л. Шервуда. В1918 организовала артель художников «Сегодня». В 1919 была командирована отделом ИЗО Наркомпроса в Витебск, где стала ректором витебского художественного практического инсти-тута. В1920 стала одним из учредителей витебского Уновиса. В 1922 вернулась в Петроград, поступила в только что организованный Гинхук, где руководила лабораторией цвета. В 1927 работала в Детгизе в журна-лах «Чиж» и «Еж». В1934 была арестована, отправлена в лагерь под Карагандой, где и погибла. В 1932-1933 прошла выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и в Мос-кве. В 1934 – выставка «Женщина в социалистическом строительстве» и «Ленинград в изображениях совре-менных художников» в Ленинграде.

рис.3 Ле-Дантю - Янко Лаврин, король Албании. Рисунок для Албанского выпуска журнала "Бескровное убийство", посвященного Я. Лаврину.

рис.4- ещё один футуристический рис. Ле-Дантю: Собственность Янки Лаврина. Рисунок для Албанского выпуска журнала "Бескровное убийство".

рис.5- Пророчество о судьбе Албанского короля. Рисунок для Албанского выпуска журнала "Бескровное убийство"
сделал Ле-Дантю .

0

13

Сжатая биография Ле-Дантю Михаил Васильевич 1891 - 1917, родился в селе Чижово Тверской губ. 1908 – учился в частных студиях в Петербурге. 1909-1912 учился в Петербургской академии художеств( не закончил). 1911- совместно с П. Сагайдачным оформлял инсценировку народной драмы «Царь Максимилиан», вышел из «Союза молодежи». Переехал в Москву. Расписывал кинематографы и кабаре. 1912-1913 жил в Тифлисе. 1915- мобилизован на фронт. 1910-1911 - участвовал в двух выставках общества «Союз молодежи», 1912 - участвовал в выставке «Ослиный хвост». 1913 – в выставке «Мишень». 1914 - выставка « № 4». 1915 - персональная выставка на квартире В. Ермолаевой. 1919 - Первая гос. Выставка местных и московских художников. Витебск. 1922 - «Пер-вая русская художественная выставка», Берлин. 1927 - выставка новейших течений в искусстве. Ленинград.
Более подробно о Ле Дантю

Ещё рисунки Ле-Дантю:

рис.1- "О возврате на лоно". Рисунок для одноименного выпуска журнала "Бескровное убийство". Изображены: Ермолаева Вера Михайловна, Ле-Дантю Михаил Васильевич, Янкин Николай Петрович,Лапшин Николай Федорович, Турова Екатерина Ивановна, Бернштейн Михаил Давидович,Левинсонд Роза, Кузнецов В.А.

рис.2- Ветеринар

рис.3- Собственность Янки Лаврина. Эскиз к рисунку для Албанского выпуска журнала "Бескровное убийство".

рис.4- набросок к портрету Ларионова М.Ф.

рис.5- автопортрет

0

14

Подробнее о Ларионове Михаиле Федоровиче 1881 - 1964, важнейшем идиологе и организаторе русского авангарда- неопримитивист и лучист: Родился в Тирасполе Бессарабской губ. Учился в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества ) в 1898-1908 у В.А. Серова.  Н.С. Гончарова - его жена. 1906 г. – помогал С. Дягилеву готовить Русский отдел Осеннего салона. Участвует в 1906 г. на Русской художественной выставке в Берлине. В 1907 г. знакомится с Д. Бурлюком, участвует в выставках «Венок», «Звено» (Петербург, Киев, 1907-1909 гг.), в 3-ей выставке «Золотое Руно» (с Гончаровой, Д. Бурлюком). В 1909 г. уходит в армию, пишет «солдатскую серию» (неопримитивизм), 1909 – 1911 гг. – участник двух салонов Издебского. Основатель «Бубнового Валета» (1910), участник выставки "Бубновый валет". В 1912 г. создает группу «Ослиный Хвост» и участвует в московской выставке «Ослиный хвост», в 1913 г. на выставке «Мишень» демонстрирует работы направления беспредметного «лучизма». Иллюстрирует футуристические книги В. Хлебникова и А. Крученых («Мирсконца», «Старинная Любовь», «Помада» и др.). После контузии на войне, в 1915 г. принимает предложение С. Дягилева работать для Русских сезонов, уезжает с Н. Гончаровой в Лозанну, затем в Париж. В 1913 г. - открытие кабаре "Розовый фанарь". 1913 – организатор выставки «Мишень», участник Первого немецкого Осеннего салона. В 1913 г. издал книгу «Лучизм». 1914 г. – ездил с С. Дягилевым в Париж, выставка « №4 », выставка совместно с Н. Гончаровой в галерее П. Гийома. 11 июня-28 июня 1919 г. выставка работ Galerie Barbizanges, Париж; 8 марта-15 апреля 1924 г. выставка в Grand Central Palace, New York, Америка; сентябрь-ноябрь 1963 г. открытие персональной выставки в Музее современного искусства (Париж); 8-ая выставка художников–оформителей произведений В. Маяковского 23-27 сентября 1965 г; ретроспектива 17 июня -27 сентября 1969 г. (Париж); 1967 г., Франция, Лион; 1969 г., Galerie de Paris, Франция;1969 г. - Нью-Йорк; 1971 г. - Париж, «Путешествие по Турции» Galerie Jean Chauvelin. Умер в Фонтене-о-Роз.

Фото 1.- М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова в кафе в Париже
рис 2- автопортрет Ларионова

рис.3- Иллюстрация к книге "Помада" Кручёных 1913 , текст к иллюстрации:"Взорвал огня печаль коня рубли ив в      волосах див". Аукцион Кристи продал в 2006г. одну из книг за 30.000 дол. Размером 15х11см и общим тиражом 480 экз.,11 литографий Ларионова. Пока самая дорогая его картина, проданная на аукционе Sotheby's- Натюрморт с кувшином и иконой 98х130 см, 2.260.000 фунтов (4.5млн. дол). Чем вызвана такая стоимость мне непонятно, картину можете посмотреть в следующем сообщении. Его графика вполне доступна, особенно работы для театра - внизу работа за 3500 евро.

рис.4- участники выставки из Пригласительный билет на выставку группы художников "Мишень"
рис.5- фото Ле-Дантю 1910г.

0

15

Картины и графика Михаила  Ларионова- стоимость:

рис.1- Натюрморт с кувшином и иконой 98х130 см, 2.260.000 фунтов (4.5млн. дол).
рис.2- работа для театра- 3500 евро.
рис.3- Натюрморт с черепом, ваза и чайник, 2001г., аукцион Кристи, 50х50см, 9.000 дол.
рис.4- 1911г., 34х24см, гуашь и акварель, 47.700 дол.

рис.5- масло на доске, 50х40, продано Кристи в 2000г. за 4.800 дол., т.е. как можно заметить, цены подросли значительно, но графика от 6000 до 10000 дол. доступна и сейчас.

0

16

Кто такая ЕРМОЛАЕВА, ВЕРА МИХАЙЛОВНА (1893, с.Ключи, Петровского уезда Саратовской губернии – 1937, 26 сентября,Карагандинская обл.), на квартире которой в 1915г. состоялась единственная персональная выставка Ле-Дантю ?

   Получив в детстве паралич ног вследствие падения с лошади, всю жизнь была вынуждена пользоваться костылями. Будучи дочерью помещика, председателя земской уездной управы, получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне.
В 1911 – 1914 годах училась в частной художественной школе М.Бернштейна в Петербурге.
В 1917 году окончила Петроградский институт археологии.

В 1918 году основала артель «Сегодня», выпускавшую лубки и детские книжки-картинки с раскрашенными от руки линогравюрами. Оформила три книги в артеле: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Среди работников артели были художники Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков.
Познакомившись с художниками, объединившимися в «Союзе молодежи» – К.С.Малевичем, М.В.Матюшиным, П.Н.Филоновым – стала активным деятелем русского авангарда. В 1919 переехала в Витебск, где возглавила Народную художественную школу (Художественно-практический институт).

Под влиянием Малевича обратилась к беспредметному искусству, руководила постановкой супрематического спектакля «Победа над Солнцем» (1920). Была одним из самых активных членов УНОВИС («Утвердители нового искусства» — художественное объединение в Витебске). Возникла эта группа, когда ректор созданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, затем, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, организовал вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Д. Якерсон, Н. И. Коган ), в число которых вошла и  Ермолаева.

В 1922 году вернулась в Петроград и продолжила исследования, начатые УНОВИС, в ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры), где с 1924 по 1926 год руководила лабораторией цвета. Вообще  витебская группа вошла в структуры, созданного и руководимого Малевичем ГИНХУКа. Она занималась исследованием цвета в каждой из пяти систем новейшего искусства (импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, супрематизм) по четырем направлениям: живопись, цвет, тон и свет. Здесь выяснялись понятия окрашенных – живописных-цветовых-световых полей в живописи, их свойства и различия их структур, закономерности визуального восприятия цвета в сочетании с реакциями органов чувств (слуха, осязания).
Важной частью научных занятий являлось написание так называемых «аналитических холстов», выполненные Ермолаевой в манере Сезанна, Леже, Пикассо, Матисса.

После отчетной выставки 1926 г. начались комиссии и обследования и, несмотря на противодействие сотрудников, деятельность учреждения была признана не научной. 14 декабря 1926 г. Гинхук был ликвидирован и приказом Главнауки от 10 января 1927 г. объединен с ГИИИ. Н. Пунин, К. Малевич, М. Матюшин, В. Ермолаева, Л. Юдин, К. Эндер, К. Рождественский, А. Лепорская перешли в Комитет по изучению современного изобразительного искусства, а Н. Суетин, Б. Эндер, В. Воробьев и И. Чашник в Комитет Изучения современной Художественной Промышленности. 5 марта 1930 г. Ермолаева была уволена из института по сокращению штатов.

С 1925 года работала в Ленинградском Детгизе, когда художественную редакцию возглавлял Лебедев В.В., иллюстрировала журналы «Чиж» и «Ёж»,«Воробей», «Новый Робинзон».  В. Ермолаева создавала книги в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А.И.Введенским и Д.Хармсом.

В 1934 после смерти С. М. Кирова арестована по ложному доносу и осуждена сначала на три года лагерей, потом к расстрелу.

Рис.1- декорация к опере "Победа над Солнцем", 2-й акт, поставленой УНОВИС в 1920 г. в Витебске.
рис2.- Лампа,1920
рис3- 1926
рис.4- 1928
рис.5- 1933

0

17

Иллюстрации Веры Ермолаевой
рис4- Дон Кихот

Вместе с Лебедевым, Лапшиным, Тырсой, Конашевичем и др. Ермолаева стояла у истоков искусства детской книги.
Ермолаева сама сочиняла книжки-картинки – «Неудачливый кучер», «Вниз по Нилу», «Кот Памфил», «Собачки».

0

18

Иллюстрации Ермолаевой в журнале "Бескровное убийство", который делали компанией Ле-Дантю:

рис.1- "Ассиро-вавилонская девушка, занимающаяся импрессионизмом...". Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала.
рис.2- Злое ассирийское божество Маским стремится испортить добрые начинания. Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала . Изображены Ермолаева и Ле-Дантю
рис.3- Апогей победы злого божества Маскима. Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала.

Картины Ермолаевой:
рис.4- 1933 г.
рис.5- 1934 г.

"Бескровное убийство" выпустил 10 номеров журнала, рисунки сделаны на гектографе.

В результате  деятельности была постановка и пьесы И. Зданевича «Янко I, король албанский, трагедия на албанском языке 28000 метров с участием австрийского премьер-министра, 10000 блох, Брешко-Брешковского и прочей дряни» в студии Бернштейна с декорациями и костюмами Лапшина, Ермолаевой, И.Зданевича.

0

19

У Кирилла Зданевича (1892-1969)  есть интересный рис.1 «В кабаке футуристов»
Год: 1919 г.,
32,0х20,5см, бумага, тушь. На рисунке изображены ведущие представители объединения «41 градус»- И. Зданевич, И. Терентьев, А. Крученых и другие.

Литературное объединение, созданное в 1918 г. в Тифлисе ветеранами русского футуризма А. Крученых и И. Зданевичем. К ним присоединились И. Терентьев и А. Чернявский. Название группе — «Сорок первый градус» — дано по местоположению Тифлиса (41° северной широты).
В «Манифесте» опубликованном в газете «41°» (вышел всего один ее номер в 1919 г.), заявлялось, что основной задачей объединения является утверждение заумного языка в качестве «обязательной формы воплощения искусства».
Распад группы произошел в октябре 1920 г. с отъездом за границу И. Зданевича.

Эта группа создала книги тиражами в несколько экземплярах, сейчас- суперредкость, в частности, и из-за иллюстраций, рисунков от руки художников русского авангарда.
На рис.2- портрет Кручёных работы Ларионова из книги Замауль 1919 г.

Цены на такого плана раритеты на Кристи: 1.КРУЧЕНЫХ А. Взорваль. СПб., (изд.Еуы), 1913. Рисунки Н.Кульбина, Н.Гончаровой, О.Розановой - в.т.ч. обложка, К.Малевича.  Тираж 450 экз. £ 1.200-1.800 / уход 3.840 фунтов.
2.МОЛОКО КОБЫЛИЦ. Футуристы «Гилея». Сборник. Рисунки. Стихи. Проза. М., 1914. В сборнике Александра Экстер - 2 репродукции, Хлебников, Бурлюки: Давид, Владимир, Николай - 2 акварели и 8 литографий, А.Крученых, В.Маяковский, И.Северянин, В.Каменский. Редкость. Тираж 400 экз. £ 3.000-5.000 / 3.360 фунт.
3.КРУЧЕНЫХ А. Полуживой. М., Кузьмин и Долинский, [1913]. 15 литографий Михаила Ларионова. Тираж 480 экз. € 1.500-2.000 / 2.640 ф.
4.КРУЧЕНЫХ А., Помада. М., Кузьмин и Долинский, 1913. 11 литографий Михаила Ларионова. Тираж 480 экз.  £ 6.000-9.000 / 15.600.

Рис.3  Тэ ли лэ / Алексей Крученых и Велимир Хлебников.СПб., 1914. (рисунки Розановой – с “заумным” стихотворением “Дыр бул щыл”). Наверху - Затычка (Хлебников; одна из иллюстраций Давида Бурлюка).

Рис.4  Мирсконца /Алексей Крученых и Велимир Хлебников. М.: Г.Л.Кузьмин и С.Долинский,1912(иллюстрация Гончаровой стихотворения В.Хлебникова “Вила и леший”).

Рис.5 Слово как таковое.  Алексей Крученых. М., 1913. иллюстрация на обложке К. Малевича.

0

20

Продолжение про редкие книги авангарда и группу Ле Дантю.

Выше писали про артель художников «Сегодня» 1918-1919. Организатором которой была Вера Ермолаева. Там работала  и Екатерина Ивановна Турова, а до этого они входили в «Бескровное убийство» с Ле Дантю. Продукцией артели были малотиражные (обычно 125 экземпляров) детские книги, напечатанные вручную способом линогравюры или на типографском станке непосредственно с гравировальных досок. Раскраска наносилась на оттиски вручную.

Про Турову, вращавшуюся в «гуще» русского авангарда известно очень мало, хотя судя по всему, активностью она обладала не малой. После артели ее имя появляется через несколько лет в списках Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ), Киев (1925 – 1932). Она  была участницей Первой всеукраинской выставки Ассоциации революционного искусства Украины, которая проходила в Харькове весной 1927 г. в помещении Социального музея им. Артема.

Сохранились книги с её иллюстрациями.
1.Иисус Младенец. Сергей Есенин. (Первое издание. Обложка, рисунки и клише работы Е.Туровой)
2. Двум. Михаил Кузьмин. (Музей современного искусства (Нью-Йорк)
3. Хвои. Натан Венгров. (Музей современного искусства (Нью-Йорк)

0

21

Как уже писали выше, художники входившие в группу "Бескровное убийство" участвовали в постановках спектаклей, изготавливали декорации и сценические концепции.
Информация  скудная, ещё меньше фото и описаний, поэтому очень интересна статья А.Заинчковской, посвящённая Вере Михайловне Ермолаевой. В ней рассказывается о различных спектаклях театрального авангарда в которых она принимала участие.
Статья дана в рис.- кликайте 2 раза и читайте.

0

22

Интересна её малоизвестная деятельность в Витебске: для праздничного оформления Витебска 1 мая 1920 г. были созданы небольшого формата супрематические композиции предназначенные для переноса на фасадные стены зданий. Внедрение в городскую среду было частью разработанного в феврале – марте 1920 г. «Плана работы Совета утверждения новых форм искусства при Витебском губернском отделе народного образования» (Малевич, Лисицкий, Коган, Ермолаева). Согласно ему супрематическая экспансия распространялась на все сферы общественной жизни: архитектуру, мебель, одежду, полиграфию.

Под конец рассказа о Ермолаевой, 44 -летняя жизнь которой пронеслась в гуще русского авангарда, среди его ярчайших представителей и теоретических исследований,- мрачная нотка. О том,  как серость убивает искусство.

Вследствие того, что архивные материалы НКВД долгое время оставались закрыты, обстоятельства ареста членов группы пластического реализма не были достаточно освещены. Веру Ермолаеву арестовали 25 декабря 1934 г. вместе с Л. Гальпериным, В. Стерлиговым, М. Казанской, Н. Коган. 27 декабря в НКВД попали О. Карташов, А. Батурин, Н. Емельянов, затем — С. Фикс, Г. Шмидт и ещё несколько человек. В деле также фигурировали Л. Юдин, К. Рождественский, В. Власов, П. Басманов. Ермолаевой вменялась в вину «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке сорганизовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». 29 марта 1935 г. она была осуждена как социально опасный элемент и приговорена к трём годам лагерей.

Вера Михайловна Ермолаева отбывала наказание в Карагандинском ИТЛ, где работала в качестве художника. Вторично осуждена 20 сентября 1937 года Заседанием Тройки УНКВД по статьям 58-10, 58-11 к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 26 сентября 1937 года.

Пережила Ле-Дантю на 20 лет.

Остались работы и ученики. Постараемся что-то найти про нескольких из них: Мария Борисовна Казанская (1914 – 1942), Вера Владимировна Зенькович (1906 – 1985) и Регина Васильевна Великанова (1894 — 1971).

0

23

Книжные иллюстрации русского авангарда:
Рис. 1 - 4   Казимир Малевич
Рис. 5 - К.Малевич и Ольга Розанова

Большое количество материала по книжной иллюстрации русского авангарда привело к созданию отдельной темы: Книжные иллюстрации русского авангарда  https://artinvestmentforum.0pk.me/viewto … id=58#p283
Где в дальнейшем и будет обсуждаться тема оформления книг.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно